Этюды

Этюды

среда, 12 февраля 2014 г.

Теория. Герой с тысячью лицами. Конструкция сюжета

Герой с тысячью лицами: практическое руководство




20 мая 2008 года

Миф легко переходит в современные драмы, комедии, романы, повествования, когда старые персонажи заменяются более современными. Основные персонажи могут комбинироваться или делиться на несколько фигур, чтобы показать разные аспекты одной и той же идеи. Миф бесконечно гибок, способен на бесконечные вариации, не утрачивая при этом своего очарования. И он переживет всех нас



К.Воглер, «The Skeptic Tank», 2005



Возможно, одной из самых влиятельных книг 20-го века является «Герой с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла. Можно с полной уверенностью говорить, что она оказала огромное влияние на литературу, но еще больше – на кино. Сознательно или нет, но такие постановщики как Спилберг, Миллер, Бурман, Лукас и Коппола воспользовались теми открытиями, которые сделал Кэмпбелл, и обязаны ему своим успехом. Идеи, изложенные в его работе, являются отличными аналитическими инструментами. С их помощью вы можете скомпоновать историю, которая будет драматичной, увлекательной и психологически правдивой. С их помощью вы также можете определить, что неправильно в истории, которая «не идет». Иисус Христос, Магомет, Будда или Гитлер, как и многие политические лидеры, ставшие при жизни легендой – все они понимали принципы, изложенные в этой работе, и применяли их, чтобы влиять на миллионы людей.



С другой стороны, в этой книге нет ничего нового. Идеи, изложенные в ней, древнее, чем египетские пирамиды, Стоунхендж, старше, чем самые старые рисунки в пещерах. Вклад Кэмпбелла состоит в том, что он собрал эти идеи вместе, осмыслил их, выделил, дал названия. Он выделил паттерны, лежащие в основе любой истории, когда-либо рассказанной. Кэмпелл является мифографом – он пишет о мифах. Главное, что он открыл, это то, что в основе всех мифов лежит одна и та же история, пересказываемая в бесконечном множестве вариантов. Любая история следует древним паттернам, все истории, начиная от грубых шуток и до наиболее возвышенных созданий литературы можно рассматривать как вариацию «Мифа о герое», «мономифа», чьи принципы, и изложены в книге.



Кэмпбелл был учеником знаменитого Карла Юнга, и его идеи потому часто считают юнгианскими, учитывая, что он опирается на юнговскую идею архетипов. Повторяющиеся характеры мифа о герое, такие как молодой герой, мудрый старец, неуловимая женщина, мрачная Немезида, идентичны архетипам. Вот почему мифы и истории, созданные как мифологические модели, всегда психологически правдивы. Такие истории являются устойчивыми моделями, живущими в человеческой душе, настоящей картографией психики. Они психологически действенны и реалистичны, даже когда изображают фантастические, невозможные, нереальные события.



Это касается универсальной действенности таких историй. Истории, построенные на модели «героя с тысячью лицами» понятны каждому, поскольку вытекают из универсального источника коллективного бессознательного, отражая универсальные понятия и отвечая на универсальные вопросы «почему я родился?», «что случится, когда я умру?», «как я могу преодолеть свои жизненные проблемы и стать счастливым?»



Итак, что такое этот герой с тысячью лиц? Вот его основные черты.



Герой имеет свой собственный мир. Большинство историй описывают особые миры, чуждые герою. Однако если вы хотите рассказать историю, и хотите, чтобы она была убедительна, вы сначала должны показать изначальный мир героя. В «Звездных войнах» Люк Скайвокер, прежде чем отправиться к звездам, сначала смертельно скучает на своей ферме.



Зов к приключениям. У героя всегда есть проблема, вызов, или страсть к приключениям. Его родная земля должна гибнуть, чтобы как в истории о короле Артуре, он отправился на поиски священного Грааля. В «Звездных войнах» принцесса Лея шлет голографическое послание Оби Ван Кеноби, который просит Люка отправиться на поиски. В детективах их главный герой расследует убийство. В романтических комедиях это может быть любовь с первого взгляда, но заметьте, что ради этого герою (или героине) опять-таки нужно отправиться на поиски, в чем и состоит история.



Герой поначалу сомневается. Часто в начале своего похода герой не слишком склонен в него отправляться. В конце концов, он сталкивается с величайшим из страхов – страхом неизвестного. Вот почему Люк поначалу отказывает Оби Ван Кеноби, и возвращается на ферму своего дядюшки, чтобы, в конце концов, обнаружить, что ее захватили войска Императора. Внезапно Люк перестает ломаться, и с легкостью отправляется в путь. Теперь он имеет серьезную мотивацию.



Героя вдохновляет мудрый старец или мудрая женщина. В этот момент во многие истории входит персонаж типа Мерлина, который становится ментором героя. В фильме «Челюсти» это раздражительный Роберт Шоу, который знает все об акулах. Подобного типа персонаж дает советы, а иногда и магическое оружие. Оби Ван Кноби дает Люку Скайвокеру световой меч его отца. Ментор не может идти дальше своего героя. Рано или поздно герой должен самостоятельно столкнуться с неизвестным. Иногда мудрец дает герою небольшого пинка, чтобы тот продолжал свой путь.



Герой «проходит Рубикон». Наконец он вступает в мир, где вершится его история. В этот момент начинаются приключения; история разворачивается. Взлетает воздушный шар, вспыхивает любовь, самолет или корабль терпят крушение, вагоны трогаются. Герой проходит «точку невозвращения».



Герой встречает испытания и тех, кто ему помогает. Герой вынужден искать союзников и встречать врагов в этом особенном новом мире, проходить через испытания и вызовы, которые являются частью его подготовки. В «Звездных войнах» герой встречает в закусочной союзника Хан Соло и встречает злого врага Джаббу Хата. Во многих вестернах для этой цели служит салун, где заключаются альянсы или назначаются дуэли. Фаза «встреч и испытаний» в «Звездных войнах» представлена сценой, в которой Оби Ван Кеноби учит Люка овладению «силой», чтобы тот умел драться слепую. К этой же фазе относится и первая схватка с бойцами Императора, в которой Люк одерживает победу.



Герой достигает потаенного места. Герой достигает опасного места, часто пещеры глубоко под землей, где спрятан предмет его исканий. В сказаниях об Артуре это опасная часовня, где находится Священный Грааль. Во многих мифах герой отправляется в ад, чтобы вернуть любимую, или в пещеру, чтобы сразиться с драконом (как всеми любимый Шрек) и добыть сокровище. Тесей отправляется в лабиринт, чтобы сразиться с Минотавром. В «Звездных войнах» Люк и его спутники попадают на Звезду Смерти, где они будут спасать принцессу Лею. Иногда герой попадает в логово его Немезиды, иногда герой или героиня отправляется в мир его мечты, чтобы встретиться со своими худшими страхами… и преодолеть их. Если это политический лидер, таким местом для него может стать пребывание в тюрьме или в изгнании – как в случае с такими разными людьми как Ленин, Гитлер, Ф.Кастро или Н.Мандела.



Герой проходит через главное испытание. В этот момент герой достигает дна. Он сталкивается с возможностью гибели, вступая в схватку с мифической тварью. Для тех, кто остается снаружи пещеры, наступает ожидание исхода схватки, самый тревожный момент. В «Звездных войнах» это пугающий момент борьбы в недрах Звезды Смерти, где Люк, Лея и компания захвачены гигантским монстром. Люк долго пробирается к монстру, который живет в канализации, причем так долго, что его спутники начинают беспокоиться за его жизнь.



Это критический момент в любой истории, испытание, в котором герой почти погибает и возрождается. Это волшебный источник магии мифа о герое. В этот момент аудитория идентифицирует себя с героем, захваченная чувством избавления от смертельной опасности. На какое-то время мы напряжены и подавлены – чтобы оживиться, когда герой вырывается из лап смерти.



В этом очарование любого хорошо спланированного парка аттракционов, где пассажиры «русских горок» сначала умирают со страха, чтобы испытать потом волшебный прилив чувств. Этому соответствует процедура инициации в тайных обществах. Людей заставляют ощутить вкус смерти, чтобы потом возродиться – ведь мы никогда не бываем так живы, когда нам кажется, что мы умираем.



Герой захватывает сокровище. Победив дракона, избавившись от смерти, герой получит долгожданные сокровища. Иногда для этого требуется специальное оружие или секретное заклинание, волшебный эликсир. Иногда «мечом» становится знание или опыт, который ведет к лучшему пониманию и примирению с враждебными силами (как в финале сиквела «Матрицы»). Герой заглаживает конфликт с его отцом или его мрачной Немезидой. Люк открывает, что умирающий Дарт Вейдер – его отец, и вообще он не такой уж плохой парень.



Герой может примириться с женщиной. Часто она оказывается сокровищем, которое он должен спасти, после чего следует любовная сцена или свадьба. Женщины в подобных историях (или мужчины, если герой – женщина) меняют свой облик. Лягушка становится принцессой, или наоборот, принцесса становится людоедкой (как в «Шреке»). Важнейшим испытанием героя может стать получение лучшего понимания женщины, что ведет его к примирению с противоположным полом.



Дорога домой. Герой все еще не дома. Некоторые из лучших сцен приходятся именно на этот момент, когда его преследуют силы зла, мстя за добытый эликсир или сокровище. Если герой еще не успел примириться со своим отцом или богами, они могут обозлиться на него.



Возрождение. Герой возвращается из чужого мира, возмужавший от полученного опыта. Однако дома его могут подвергнуть осмеянию, и ему снова придется пройти через испытание, пройдя через которое он еще больше прибавляет в силе. Так новый опыт превращает его в новое существо.



Возвращение с сокровищем. Герой вернулся домой, однако его путешествие будет бессмысленным, пока он не вернул назад эликсир, сокровище, или не получил особый урок от внешнего мира. Иногда этим даром является сокровище, любовь, или знание, что есть иной мир, и его можно спасти. Иногда это какое-то знание или опыт, однако, если он не вернет эликсир или некий дар человечеству, он может оказаться, обречен повторять свое путешествие снова и снова. Этот момент используют многие комедии, когда комедийный герой отказывается извлечь урок из полученного опыта и оказывается в таком же нелепом положении, в каком он был в начале истории.



Краткая форма мифа о герое



Герой живет в своем привычном мире, где получает призыв к отправлению в путь. Поначалу он сопротивляется, однако его подбадривает мудрый старец или старушка; он пересекает преддверие чуждого ему мира, где встречает испытания и помощников. Он достигает потаенной пещеры, где проходит суровое испытание. Пройдя его, он захватывает волшебный меч или сокровище и отправляется назад, в свой мир. Полученный им опыт возрождает и преображает его. Он возвращается в свой обычный мир, неся с собой сокровище, дар, или волшебный эликсир на благо своего мира.



Как и в любой формуле, тут есть свои ловушки, которых желательно было бы избегать. Следуя линиям мифа слишком прямолинейно, можно оказаться в затруднительном положении, опасность чего вполне очевидна.



«Миф о герое» это скелет, который замаскирован деталями отдельной истории, это структура, которая сама по себе не привлекает внимания. Указанные нами стадии мифа о герое являются только одной из множества возможных версий. Их можно добавлять, сокращать, пересматривать, не теряя их силы. Ценность мифа – вот что важно. Образы его базовой версии – молодой герой, мудрый старик, драконы, пещеры и пр., это всего лишь символы, которые могут меняться бесконечно, чтобы приспособить историю к конкретному «пользователю».



Миф легко переходит в современные драмы, комедии, романы, повествования, когда старые персонажи заменяются более современными. Мудрый старец может быть шаманом или волшебником, но может быть и учителем, доктором, крутым, но добрым боссом, сержантом и так далее. Современные герои могут не забираться в пещеры или лабиринты для борьбы с мифическими тварями, а столкнуться, скажем, с полковником Куртцем из «Апокалипсиса сегодня», либо проникнуть в далекий космос, на дно моря, в свое собственное подсознание, в глубины современного города или политическое закулисье.



Миф может использоваться, чтобы рассказать простую смешную историю или самую сложную драму. Он растет и зреет по мере того, как с ним проводят все новые и новые эксперименты. Меняя пол и возраст героев, его можно сделать еще более привлекательным, порождая все более сложные ассоциации и смыслы. Основные персонажи могут комбинироваться или делиться на несколько фигур, чтобы показать разные аспекты одной и той же идеи. Миф бесконечно гибок, способен на бесконечные вариации, не утрачивая при этом своего очарования. И он переживет всех нас.


Перевод Андрея Маклакова Читать целиком: http://dialogs.org.ua/ru/cross/page12927.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий